Экономическая Война Мира Против COVID-19

Пандемия КОВИД-19 — это кризис. Она похожа на войн. Люди умирают. Медицинские специалисты на передовой. Те, кто работает в сфере основных услуг, распределения продуктов питания, доставки и коммунальных услуг, работают сверхурочно  и веря в свое дело, как на передовой. А еще есть скрытые солдаты: те, кто борется с эпидемией, находясь в своих домах, не в состоянии в полной мере внести свой вклад в производство.

Во время войны массированные расходы на вооружения стимулируют экономическую деятельность, а специальные положения обеспечивают предоставление основных услуг. В этом кризисе все сложнее, но общей чертой является возросшая роль государственного сектора.

Успех темпов восстановления будет зависеть от политики, проводимой в период кризиса.

Рискуя чрезмерно упростить свою политику, необходимо проводить различие между двумя этапами:

  • Этап 1: война. Эпидемия находится в полном разгаре. Чтобы спасти жизни людей, меры по смягчению последствий серьезно ограничивают экономическую активность. Можно ожидать, что это продлится, по крайней мере, одну-две четверти.
  • Этап 2: послевоенное восстановление. Эпидемия будет находиться под контролем благодаря вакцинам/наркотикам, частичному иммунитету стада и непрерывным, но менее разрушительным мерам по сдерживанию. По мере снятия ограничений экономика возвращается — возможно, останавливаясь — к нормальному функционированию.

Успех темпов восстановления будет зависеть от политики, проводимой во время кризиса. Если политика будет обеспечивать, что бы трудящиеся не теряли работу, арендаторы и домовладельцы не выселялись, компании избегали банкротства, а деловые и торговые сети сохранялись, то оживление наступит раньше и пройдет легко.

Это серьезная проблема для стран с развитой экономикой, правительства которых могут легко профинансировать чрезвычайное увеличение расходов, даже если их доходы сокращаются. Эта проблема еще более актуальна для стран с низким уровнем дохода и развивающихся стран, сталкивающихся с бегством капитала; им потребуются гранты и финансирование со стороны мирового сообщества.

Политика военного времени

В отличие от других экономических спадов, падение производства в этом кризисе обусловлено не спросом: это неизбежное следствие мер по ограничению распространения болезни.

Сегодняшняя политика преследует три цели:

Гарантировать функционирование основных секторов.

Должны быть увеличены ресурсы для тестирования и лечения КОВИД-19. Необходимо поддерживать регулярное медицинское обслуживание, производство и распределение продовольствия, основную инфраструктуру и коммунальные услуги. Это может быть даже связано с интрузивными действиями правительства, направленными на обеспечение ключевых поставок путем использования полномочий военного времени с приоритизацией государственных контрактов на поставку важнейших вводимых ресурсов и конечных товаров, конверсией промышленности или выборочной национализацией. Об этом свидетельствуют преждевременный захват Францией медицинских масок и введение в действие в Соединенных Штатах Закона об оборонном производстве для обеспечения производства медицинского оборудования. Рациональное регулирование, контроль цен и правила, запрещающие накопление запасов, могут быть оправданы и в ситуациях крайней нехватки.

Обеспечить достаточными ресурсами людей, пострадавших от кризиса.

Домашние хозяйства, которые теряют свои доходы прямо или косвенно из-за мер по сдерживанию, будут нуждаться в государственной поддержке. Поддержка должна помочь людям оставаться дома, сохраняя при этом работу (больничный лист, финансируемый государством, сокращает передвижение людей, а значит, и риск заражения). Пособия по безработице должны быть расширены и продлены. Денежные трансферты необходимы для охвата самозанятых и безработных.

Предотвратить чрезмерные экономические потрясения.

Политика должна защищать сеть отношений между работниками и работодателями, производителями и потребителями, кредиторами и заемщиками. Бизнес обязан возобновить свою деятельность после того, как всё закончится.

Закрытие компаний приведет к утрате организационного ноу-хау и прекращению продуктивных долгосрочных проектов. Перебои в финансовом секторе усугубят экономический кризис. Правительствам необходимо оказывать исключительную поддержку частным фирмам, включая субсидирование заработной платы, при соблюдении соответствующих условий. Уже введены в действие крупные программы займов и гарантий (при этом риски, ложатся на плечи налогоплательщиков).

ЕС способствовал прямым вливаниям капитала в компании, ослабив свои правила оказания государственной помощи. В случае обострения кризиса можно представить себе создание или расширение крупных государственных холдингов для захвата проблемных частных фирм, как это было в США и Европе во время Великой депрессии.

Более активное вмешательство государственного сектора оправдывается чрезвычайным положением до тех пор, пока сохраняются исключительные обстоятельства, но оно должно быть обеспечено транспарентным образом и с четкими оговорками о прекращении деятельности.

Политика поддержки домашних хозяйств, предприятий и финансового сектора будет включать сочетание мер по обеспечению ликвидности (предоставление кредитов, отсрочка исполнения финансовых обязательств) и мер по обеспечению платежеспособности (перевод реальных ресурсов; см. таблицу).

Потребуется обеспечить несколько компромиссов. Если трансферты или субсидируемые займы будут предоставляться

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Enter Captcha Here : *

Reload Image