Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
р.п. Охотск, ул. Ленина, 16
Наш адрес
8 (42141) 9-14-72
Приемная

Отчет заместителя главы администрациии района по социальным вопросам о работе по социальной поддержке отдельных категорий граждан

Председателю Собрания депутатов

Охотского муниципального района

 

                                                                             Н.А. Фоминой

 

 

                      ОТЧЕТ

 

 

 

 

Заместителя главы администрации

района по социальным вопросам о

работе по социальной поддержке

отдельных категорий граждан

 

 

 

Одним из приоритетных направлений в работе заместителя главы администрации района по социальным вопросам является организация и  реализация политики в области социальной поддержки отдельных категорий населения на территории Охотского муниципального района.

Основными задачами в работе с отдельными категориями граждан является: усиление адресных мер социальной поддержки и помощи, снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения, в том числе ветеранов войны и семей, имеющих детей.

По состоянию на 01 января 2012 года в Охотском муниципальном районе проживает 7 705 тысяч человек, из них к льготной категории граждан относятся:

- ветераны труда – 665 человек;

- ветераны боевых действий – 18 человек;

- ветераны ВОв – 32 человек;

- вдовы ВОв – 12 человек;

- граждане пожилого возраста – 1 753 человек;

- одинокие, престарелые  граждане, достигшие возраста 80 лет – 88 человек;

- реабилитированные лица – 12 человек;

- пострадавшие от политических репрессий – 1 человек;

- инвалиды – 532 человек;

- дети-инвалиды – 33 человек;

- малоимущие семьи с детьми в возрасте до 18 лет – 1 184 семей, в которых проживает 2 960 человек;

- многодетные семьи – 86 семей, в которых проживает около 430 человек;

- семьи из числа КМНС – 228 сем, в которых проживает 684 человек;

- семьи с опекаемыми детьми – 59 семей, в которых проживает 177 человек.

Итого, численность граждан, имеющих право воспользоваться теми или иными льготами или мерами социальной поддержки, в районе составляет 5 544 человека или 72 % от общего числа жителей района.

Вопросы социального обслуживания инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и труда и других льготных категорий граждан, в том числе и формирование доступной среды для маломобильных групп населения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для организации работы по предоставлению льгот и мер социальной поддержки вышеуказанным гражданам на территории района функционируют следующие учреждения:

- КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Охотскому району»;

- КГКУ «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов» на 30 койко-мест в с. Вострецово;

- отдел пенсионного фонда РФ в Охотском районе;

- отдел организации опеки и попечительства управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений Министерства социальной защиты населения Хабаровского края;

- сектор по опеке и попечительству в Охотском муниципальном районе Министерства образования и науки Хабаровского края;

- социальная палата для детей от 0 до 4-х лет при МБУЗ «Охотская центральная районная больница» на 4 койки;

 - КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 17».

 Для эффективного взаимодействия учреждений, оказывающих социальную поддержку льготной категории граждан района, а также оказания содействия в реализации их прав в администрации района создан совет по оказанию социальной поддержки отдельным категориям граждан (далее по тексту – Совет). Положение о Совете, утверждено постановлением администрации района от 08.07.2011 № 259, состав Совета утвержден постановлением администрации района от 08.07.2011 № 261. В состав Совета входят представители всех учреждений, оказывающих социальную поддержку льготной категории граждан, в том числе представители общественных организаций, а также руководители структурных подразделений социальной направленности администрации района.

Основные задачи деятельности Совета:

- оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гражданам с ограниченными физическими возможностями и другим льготным категориям граждан помощи в реализации их прав и защите интересов;

- оказание содействия в улучшении социального и материального положения граждан льготной категории;

- выработка оптимальных механизмов реализации основных направлений политики социальной защиты населения на территории района;

- другие.

Совет также направляет свою деятельность на оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды, организацию и проведение районных акций («Поддержим семью», «Спеши творить добро»), благотворительных мероприятий по сбору средств для ветеранов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, новогодние мероприятия.

Совет организует работу как коллегиально, вырабатывая механизмы реализации прав и обеспечение интересов льготной категории граждан, так и индивидуально с отдельными семьями и гражданами. При индивидуальной работе решаются проблемы лекарственного обеспечения, организации реабилитационных и лечебных мероприятий в отношении отдельно взятого гражданина или семьи.

Основная общечеловеческая цель деятельности Совета – это не оставлять наших земляков с бедой наедине, а вместе помогать решать проблемы.

В оказании содействия в реализации прав и защите интересов граждан льготной категории Совет неизменно сталкивается с рядом проблем, решение которых на уровне органов местного самоуправления невозможно. Зачастую эти проблемы связаны с так называемыми «пробелами» в законодательстве Российской Федерации.

1. Согласно ст. 34 федерального закона от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» отдельные категории граждан имеют право на бесплатный проезд к месту отдыха один раз в два года. Граждане с ограниченными возможностями, по состоянию здоровья являющиеся инвалидами с детства (57 человек в районе), не имеют трудового стажа и, следовательно, не могут воспользоваться данной мерой социальной поддержки, как, например, работающие граждане или неработающие пенсионеры.

Для восстановления социального равенства граждан России вышеуказанный закон должен быть един для всех, и не ущемлять права такой категории граждан, как инвалиды с детства. В целях решения данной проблемы Советом 11 марта 2012 года в адрес заместителя председателя Правительства Хабаровского края по вопросам социальной инфраструктуры направлено обращение об оказании содействия во внесении соответствующей поправки в федеральный закон.

 Данная инициатива была поддержана Министерством социальной защиты населения Хабаровского края и сегодня готовятся документы в Государственную Думу РФ с предложением о внесении поправки в федеральный закон.

16 мая Советом рассмотрено обращение гражданки об оказании материальной помощи на оплату проезда к месту отдыха инвалиду с детства. Советом принято решение об оказании данного вида помощи на указанные цели в 2012 году в рамках запланированного бюджета Программы. В последствии принято решение о внесении изменений в программу на 2013 и 2014 годы в части увеличения финансирования мероприятия Программы: «оказание материальной помощи инвалидам с детства для оплаты проезда к месту отдыха» до момента изменения законодательства РФ в отношении данной категории граждан.

2. Для выполнения задач по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, в районе функционирует дом-интернат в с. Вострецово на 30 человек. В то же время, в Охотском районе проживает: 88 одиноких престарелых граждан, достигших возраста 80 лет; 532 инвалида. Это та категория граждан, которая нуждается в постоянном уходе и не все из них, обеспечены надлежащим уходом по причине отсутствия родственников или их равнодушия. Сами же справляться со многими бытовыми ситуациями и элементарным самообслуживанием многие из них, увы, не в состоянии. В связи с чем, очевидна острая потребность в увеличении количества мест в доме-интернате для пожилых граждан и инвалидов.

3. Осложняет процесс содействия в полной реализации прав граждан отдельной категории отсутствие в районе учреждения (приюта) временного содержания. Такой приют необходим как совершеннолетним гражданам из числа инвалидов или числа одиноких престарелых граждан, на период оформления документов и ожидания свободного места в доме-интернате, так и для помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до присвоения им соответствующего статуса и возникновения права на поселение в школу-интернат или детский дом. Часто период оформления документов и ожидания места в стационарных учреждениях требует значительного времени, а лица, указанные выше не имеют места жительства либо не могут находиться самостоятельно без соответствующего надзора или оставаться в семьях, где их жизни и здоровью угрожает опасность. В МБУЗ «Охотская центральная больница» не предусмотрены места для постоянного нахождения в них граждан, вышеуказанных категорий.

Очередная задача, решение которой Совет ставит перед собой, возможность открытия в районе центра временного проживания, основной функцией которого будет являться предоставление гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жилья и оказание им социальных услуг до определения их в специальные учреждения.

По данному направлению Советом было подготовлено обращение в адрес Министерства социальной защиты населения Хабаровского края. Получен ответ о возможности создания отделения временного приюта при доме-интернате в с. Вострецово. В настоящее время ведутся переговоры с директором дома-интерната.

4. В 2011 году членами Совета проведено обследование бытовых условий проживания одиноких пожилых граждан в районе. Проведя анализ результатов обследования, члены Совета пришли к выводу, что самая главная проблема – это крайне ветхий жилищный фонд. Практически все дома и квартиры одиноко проживающих пожилых граждан в районе требуют проведения текущих и капитальных ремонтов. В районе с 1994 года прекращено строительство жилья. Сегодня более 70% жилищного фонда в районе требует ремонта.

В рамках краевой целевой программы «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих, других категорий граждан и создание доступной среды для отдельных категорий граждан на 2012 год», согласно пункту 17 «Оказание содействия в текущем ремонте жилого помещения» предусмотрено 8 млн. 983,7  тысяч рублей на весь Хабаровский край.

На 2012 год в район поступило 107,0 тыс. рублей, которые в 100% объеме направлены на проведение ремонтов жилья ветеранов Великой Отечественной войны. Но этих денег недостаточно.

Для решения данной проблемы необходимо организовать комиссионное обследование жилищного фонда льготной категории граждан для составления актов и подготовки смет. Далее расчеты потребности в денежных средствах на основе составленных смет будут направлены в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края для привлечения дополнительных средств из краевой целевой программы.

5. Сегодня остро стоит проблема устройства психически больных людей, проживающих в районе, в учреждения социального обслуживания.

По состоянию на 01.05.2012 года на учете состоит 20 недееспособных граждан. Из них 6 человек стоит в очереди Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на помещение в учреждение для психически больных. Пятерым оформляются документы на постановку в очередь.

Поместить подопечного в учреждение для психически больных людей практически невозможно. Учреждения переполнены. Лица данной категории зачастую имеют агрессивное и неадекватное поведение, совершают социально опасные деяния (поджоги и прочее). На лиц данной категории поступают жалобы от соседей, опасающихся за сохранность своего жилища и безопасность детей.

В 2012 году была выделена лишь одна путевка на помещение лица данной категории в учреждение для психически больных. Для получения данной путевки Советом на протяжении практически двух лет велась целенаправленная работа с Министерством социальной защиты населения Хабаровского края.

Регулярно Советом направляются многочисленные ходатайства и обращения о внеочередном помещении психически нездоровых, недееспособных лиц в данные учреждения.

В то же время, Советом регулярно выявляются новые кандидаты, которые ввиду заболевания не могут проживать самостоятельно и нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

6. В районе проживает 2 268 человек, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, из них: 415 человек являются получателями лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета; 1853 человека – за счет средств бюджета Хабаровского края. Граждане данной категории имеют возможность бесплатно получать лекарственные препараты, в том числе и дорогостоящие, которые ранее были недоступны.

Заявка на получение льготного лекарственного обеспечения составляется и направляется в Министерство здравоохранения Хабаровского края 2 раза в год. В течение полугодия внесение изменений в заявку не допускается. Другими словами, если человек заболевает в течение года, то ему приходится ждать либо окончания полугодия, либо конца года для того, чтобы его потребность в лекарственном обеспечении была включена в заявку. И это очередная проблема, решить которую силами органов местного самоуправления не представляется возможным по причине того, что данный порядок определен федеральным законодательством.

7. Так же на протяжении нескольких лет остро стоит проблема своевременной доставки лекарственных препаратов в район. По состоянию на 18.05.2012 в район не поступили препараты для лечения артериальной гипертонии, сахарного диабета, заявленные с начала 2012 года. 14 марта текущего года в район поступили накладные в электронном виде на медикаменты, а сами лекарственные средства не поступили. Задержки в поставках составляют от одного до двух месяцев.

Поставщиком медицинских препаратов в район является ХКГУП «Фармация» (филиал в г. Николаевск-на-Амуре), которое недобросовестно выполняет свои обязательство. Так как договорные отношения с ХКГУП «Фармация» ведет непосредственно Министерство здравоохранения Хабаровского края повлиять на данную ситуацию невозможно.

8. Ещё одной проблемой в обеспечении льготной категории граждан мерами социальной поддержки является невозможность обеспечить всех нуждающихся в услуге зубного протезировании. Наш район относится к районам Крайнего Севера, поэтому проблема зубопротезирования для наших жителей крайне актуальна. По состоянию на 10 мая 2012 г. на листе ожидания находится 50 пожилых людей, нуждающихся в проведении льготного зубопротезирования, которые не смогли получить данный вид помощи в 2011 году.  В ежегодно утверждаемой Правительством Хабаровского края Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи определяется сумма для каждого муниципального района на оказание данного вида помощи. Выделяемых средств крайне недостаточно. Советом дважды направлено обращение об увеличении финансирования льготного зубопротезирования. Последнее обращение направлено 15.05.2012 с просьбой увеличить финансирование в 2012 году на 825,0 тыс. рублей.

 

Советом большое внимание уделяется оказание различного рода поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным семьям, семьям, в которых воспитываются дети под опекой.

Уже два года подряд в рамках краевой акции «Спеши творить добро» проводятся районные благотворительные мероприятия в поддержку детей-инвалидов, а также съемка представителями краевого телевидения видеороликов о детях-инвалидах, проживающих в Охотском районе. В результате привлечения внимания общественности к проблемам детей-инвалидов одному ребенку проведено две операции и наблюдаются улучшения, другой ребенок, благодаря квоте министерства здравоохранения Хабаровского края прошел квалифицированное медицинское обследование в учреждении здравоохранения г. Москва и сегодня эта девочка стала ходить самостоятельно. Помимо этого, всем семьям Охотского района, в которых воспитываются дети-инвалиды, оказана материальная поддержка как со стороны жителей и организаций района, так и со стороны организаций Хабаровского края. Некоторые из этих ребят за два года проведения акции получили в подарок ноут-буки, фотоаппараты и другие подарки.

Ежегодно проводятся торжественные новогодние вечера для детей-инвалидов. Каждый ребенок получает новогодний подарок от предпринимателей Охотска. Привлекают детей-инвалидов и к участию в мероприятиях, посвященных Дню защиты детей.

В 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях района обучается 12 детей-инвалидов (8 человек в МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, 1 человек в МКОУ СОШ с. Булгин, 1 человек в МКОУ ООШ п. Новое Устье, 2 человека в МКОУ СОШ с. Арка).

В Охотском районе успешно реализуется проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». С 1 сентября 2010 года учащиеся - инвалиды МКОУ СОШ с. Арка стали первыми участниками данного проекта. За счет средств министерства образования и науки Хабаровского края поступило персональное оборудование для учащихся на сумму 344 168 рублей и оборудование для педагогов на сумму 183 038 рублей.

С 1 сентября 2012 года к участию в проекте присоединились еще 2 ребенка-инвалида из МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, которым также поступило оборудование на сумму 461 187 рублей.

Всем детям данной категории установлено персональное подключение к сети Интернету. Участие в данном проекте бесплатное.

Не смотря на положительные тенденции в области обеспечения прав детей-инвалидов и детей, находящихся под опекой, в процессе работы Совет сталкивается со следующими проблемами, решение которых также возможно лишь на уровне  исполнительной власти субъекта и Российской Федерации:

- опекаемые дети в семьях не имеют права на оплату проезда к месту отдыха 1 раз в 2 года, которым обладают родные дети в семье, или один из членов семьи, находящегося на иждивении.

- в Охотском районе проживает 33 ребенка-инвалида, в то же время на территории района отсутствует реабилитационный центр, в МБУЗ «Охотская центральная районная больница» не предусмотрена ставка  врача-реабилитолога, так как реабилитационная помощь относится к специализированным видам медицинской помощи и оказывается учреждениями, находящимися в ведомстве Хабаровского края. Врачи-педиатры не могут обеспечить детей-инвалидов необходимыми реабилитационными мероприятиями и оказать специализированные консультации родителям.

В целях решения ряда проблем в области социальной поддержки инвалидов, семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, в том числе и в области формирования доступной среды для маломобильных групп населения в долгосрочной целевой программе «Развитие семейной политики в Охотском муниципальном районе на 2012-2014 годы» (далее по тексту – Программа) включен раздел «создание условий для социальзации детей-инвалидов и их семей». В рамках данного раздела предусмотрена организация на территории района временной работы врача-реабилитолога. На данное мероприятие в бюджете района запланированы расходы в размере 119,0 тыс. рублей на 2012-2014 годы.

Также в рамках Программы предусмотрено создание реабилитационной комнаты для детей-инвалидов в 2013, 2014 годах, на что предусмотрено 100,0 тыс. рублей в бюджете района. Также на это мероприятие предусмотрено привлечение средств из внебюджетных источников в размере 170,0 тыс. рублей.

Для оборудования в 2012-2014 годах учреждений культуры и образования пандусами в рамках Программы запланировано 297,0 тыс. рублей.

 

 

 

Заместитель главы администрации

района по социальным вопросам                                                     С.В. Ольшевская